середина XIII - начало XIX, перед модерном Производит впечатление благородной простоты и сдержанности. Здесь сочетаются противоположности: изысканность и строгость, парадность и скромность, монументальность и внимание к деталям.
Основные характеристики стиля классицизм в интерьере:
отделка стен и формы мебели основаны на сочетании прямых линий, чистых поверхностей с круглыми и овальными медальонами, рамами зеркал, спинками кресел;
лёгкие лепные гирлянды;
сочетание белого с позолотой.
Материалы, отделка
Полы с геометрическим узором в центральной части комнаты, из натурального мрамора или керамической плитки.
Стены - штукатурка, краска. Картины и фрески на мифологические и религиозные сюжеты.
Декор
выгнутые ножки — кабриоль (известные как «ножка Людовика XV»).
Говорящая архитектура «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, должно поучать зрителя, иначе оно будет немо». -Дени Дидро
Музей Лувра. Обстановка парадной гостиной особняка Шеврёз в неоклассическом стиле, 1765–1780 годы.
Сенатский дворец Московского кремля, 1776
М. Ф. Казаков - крупнейший представитель русского классицизма, здание Сената стало самым масштабным и значительным проектом в его творческой биографии.
Кабинет президента РФ
Зал заседаний Совета безопасности России
Библиотека
Екатерининский (купольный) зал
Екатерининский (купольный) зал
Гербовый зал
Банкетный зал
Малая приемная
Зал заседаний Совета Безопасности
Искусство эпохи Просвещения должно было «говорить», и архитектура также стала «говорящей», чтобы донести до зрителя «послание», содержащееся в художественном произведении. Таким «посланием» могло быть и само назначение здания: например, мощные колонны, поставленные у входа в банк, «говорили» о его надёжности и солидности. Куб как символ правосудия, шар как символ общественной морали, проект коровника в виде гигантской коровы (архитектор Жан Жак Лекё) и т. п. Большинство проектов «говорящей архитектуры» были утопическими - т.н. «бумажная архитектура»
Стремление к простым, геометрически правильным формам — характерный признак французской неоклассицистической архитектуры.
Живопись
Очень характерная для неоклассицизма разновидность пейзажа — «архитектурная фантазия». Изображает то эффектные античные руины и монументальные дворцы эпохи Возрождения, то очаровательные скромные сельские избушки и мельницы. Великое и вечное прошлое ненавязчиво противопоставляется суетной и преходящей современности.
Юбер Робер. Античный храм в Ниме.
Скульптура
монументальные неоклассицистические композиции
фонтан Гринель, Эдме Бушардон
фонтан Гринель, Эдме Бушардон
мебель
Кресло-кабриолет с выгнутыми ножками
Кресло à la reine
Бержер (фр. пастушка) — закрытое мягкое французское кресло (фаутёй) с мягкой спинкой и подлокотниками на мягких рамах
Исторические интерьеры
В эпоху рококо даже большое по площади помещение должно было производить впечатление будуара. Декораторы неоклассицизма стремились к обратному эффекту — они создавали иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных размеров комнат и залов.
Малый Трианон
«Трианон» обозначало место уединения или тихого времяпрепровождения в кругу близких. Ранний неоклассицизм.
«Золотой кабинет» Марии-Антуанетты
Гардеробная
«Меридиан» будуар Марии Антуанетты
Малый Трианон
«Трианон» обозначало место уединения или тихого времяпрепровождения в кругу близких. Ранний неоклассицизм.
В середине 60-х гг. XVIII в., с развитием неоклассицизма, убранство помещений стало простым и изысканно строгим. Яркий пример нового стиля — интерьеры покоев Людовика XV в Версале, выполненные Жаком Анжем Габриелем в 1735—1774 гг. Предметов мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты.
Изысканная цветовая гамма: бежевые, молочные, золотистые тона, допускаются пастельные оттенки лазури, лилового, зелёного, а также более глубокие шоколадные, пурпурные в качестве акцента;
Пол из наборного паркета или плитки с выраженной геометрией узора и раскладки;
Люстры, бра и торшеры из хрусталя и стекла;
Благородный текстиль на окнах и мебели из бархата, шёлка, шифона;
Мебель из ценных пород дерева, с плавными линиями корпуса, тонкой резьбой, инкрустацией маркетри, позолотой;
Декор в виде картин в объёмных рамах, ваз, статуэток, зеркал. Возможно, камин, отделанный камнем.
Проект идеального города будущего Шо описал архитектор Леду в книге «Архитектура, рассмотренная с точки зрения искусства, нравов и законодательства» (1804)
Город Шо был задуман как новая социальная модель общества. В нём не было ни тюрьмы, ни больницы, потому что в будущем исчезнут преступления и болезни. Вместо тюрьмы архитектор хотел построить храм Мира и Дом образования, а вместо больницы — общественные бани. Леду спроектировал также храм Добродетели и церковь, но не обычную, а предназначенную для различных семейных обрядов (рождений, свадеб, похорон). Эти обряды должны были создавать в городе весёлое или грустное настроение, влияя тем самым на развитие общественной морали.
Своим проектом города будущего зодчий пытался доказать, что архитектура обязана воспитывать и просвещать людей. Леду не только обустраивал мир как архитектор, но и создавал его идеальную модель как философ.