архитектурный стиль
Конструктивизм
значимый вклад в мировую архитектуру и культуру авангарда

СССР, 1920-1930
Авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре и предметном дизайне.

В интерьере, как стиль, конструктивизм не сформировался.


Проект «Горизонтальные небоскрёбы», Эль Лисицкий, 1924

Основные характеристики стиля конструктивизм в архитектуре:

Одно из самых «социальных» направлений архитектуры. Направление в искусстве пропагандировало строительство нового мира и «нового человека», а от архитектуры требовалось найти разрешение архитектурных задач, которые связаны с понятием труда: «рабочий дом и дом работы»

Воплощение новаторской концепции в архитектуре - «дом-комунна»

Министерство автомобильных дорог Грузинской ССР
Горизонтальные небоскребы на набережной Кельна
Дом-комунна
Воплощение новаторской концепции в архитектуре конструктивизма, создание условий для внедрения коллективного образа жизни и освобождения людей от бремени домашнего хозяйства. В проекте дома-коммуны предполагалось совместное воспитание детей, коллективное приготовление пищи, совместное выполнение домашних обязанностей и общий отдых.

Личные жилые ячейки предназначались лишь для сна, а всё остальное пространство было общественным.
«Дом-комунна», Москва, ул. Орджоникидзе, 1929
«Дом-комунна» -жилой дом галерейного типа, Новосибирск, 1934
Быстро и экономно
На одного человека в Советской России после гражданской войны приходилось всего 5,2 квадратных метра жилья. Для создания «здоровой» жилой среды при минимальных затратах строили в сжатые сроки, из материалов, которые можно было быстро получить - кирпич, оставшегося после сноса разных зданий, древесина и даже трамвайные и железнодорожные рельсы.

Рабочий клуб имени Зуева, Москва, 1927
«Дом печати», Казань, 1933
«Дом печати», Екатеринбург, 1931
«Крайисполком», Новосибирск
цвет - средство коммуникации
Направление конструктивизма кардинально изменило подход к использованию цвета в городской среде. Конструктивисты создали философию решения пространства, где каждый цвет нес свою функциональную нагрузку.
Роль цвета в архитектуре конструктивизма


Водно-лыжная станция «Динамо», Екатеринбург, 1931
Подчинение цвета функциональности объекта. Производственные зоны окрашивались в холодные тона для создания рабочей атмосферы. Жилые помещения, напротив, дополнялись теплыми акцентами.

Динамичность цветовых решений. Конструктивисты активно использовали контрастные сочетания для создания эффекта движения.

Минимальность палитры. Каждый цвет имел конкретное назначение.

Пандус в лабораторном корпусе МЭИ, 1930


Яркие цвета могут использоваться для обозначения входов, лестниц, несущих элементов и разного рода преград (решёток на балконах, например). Цветовой акцент на этих частях здания рождает чувство надёжности конструкции.
Родченко. Рабочий клуб, 1925г, реконструкция
Дом-коммуна, ул. Орджоникидзе, Москва,1929
трансформация пространства
Архитекторы конструктивизма предлагали создать жилые пространства, в котором все элементы можно было бы перемещать, трансформируя в соответствии с потребностями и нуждами владельца. Разрабатывали современную встроенную, а также трансформирующуюся мебель, секционную мебель и отдельные элементы типовой мебели.
Эти идеи легли в основу минималистичного подхода к интерьеру: модульная мебель и функциональные стеллажи от USM Haller или мебель IKEA. Обе компании используют линию, которую заложил Эль Лисицкий, советский художник и архитектор: каждый элемент служит своей цели, но при этом остается частью лаконичного и гармоничного пространства.

Сегодня возможность трансформировать и подстраивать под себя пространство как никогда популярно. Лаборатория Массачусетского технологического института (MIT Media Lab) и Ив Беар представили новую модульную систему Ori.
Выглядит она как большой деревянный шкаф, но после нажатия кнопки или голосовой команды может трансформироваться в спальню, рабочее пространство или гостиную.

ORI Robotic Furniture, MIT Media Lab’s
Башни «Лисицкого», ЖК Seliger City, Москва
Made on
Tilda