стили в интерьере
Романский
«Мой дом - моя крепость»
Х-ХII
Художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также некоторых странах Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Культура романского периода сложилась на основе античного искусства Византии и продлилась до возникновения готического стиля в XII веке. Главная роль отводилась крепостям: монастырским комплексам, церквям и замкам, основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах.

Hedingham Castle
Основные характеристики романского стиля:
  • толстые стены, узкие окна-бойницы, отсутствие архитектурных излишеств (неприступность извне)
  • полуциркульные арки
  • низкие массивные колонны
  • кессонный потолок
  • перспективные порталы и окна, архитектурно оформленные - в виде нескольких уменьшающихся уступов
  • окна в форме трилистника — характерная черта романской архитектуры, витражей еще не было
  • внешняя сторона окон меньше внутренней, что затрудняет попадание стрел и копий

Одно из старейших помещений Вестминстерского аббатства, XI
Отделка, материалы
  • Кирпич, серый камень, серый бетон; витражи появились к концу периода
  • Комбинации камня и дерева
  • Штукатурка

Hedingham Castle
Декор
  • Кованые люстры в виде широких металлических обручей, подвешенных на цепях к потолку, с подсвечниками
  • Оружие, герб, щит
  • Шрифт - каролингский минускул
  • Гобелены
  • Текстильные драпировки помогали сохранять тепло в продуваемых сквозняками каменных зданиях без остекленных окон
Типичный крестовый свод
Фигурная тень от окна - это тоже декор
Превосходство духовного над телесным
Влияние церкви на все сферы жизни стало безграничным, возник этический и эстетический идеал, который противопоставлялся античному искусству. В картинах, скульптурах, рельефах преобладали сцены Страшного суда и конца света.
Аббатство Марии Лаах, XII
Базилика Святого Исидора, Леон, X
Исторические интерьеры
Архитектурные элементы стиля: полуциркульные арки, цилиндрические своды, низкие массивные колонны, «лиственные капители»
Igreja de Santa Maria de Airães
XIII
«Перспективный» портал - архитектурно оформленный вход в здание - в виде нескольких уменьшающихся уступов
Массивные приземистые несущие колонны
Hedingham Castle
Исторический дом-музей, Англия, XII (ок. 1100—1140).
Толщина стен внизу 3,5 метра.
Большой пиршественный зал
Бойницы Средневековой каменной кладки.
Château de Chillon
Замок Шильон, XII-XV, Швейцария
своды XIII века
Первое упоминание о кессонном потолке в замковых документах относится к 1439 году
Росписи камина в камер-домини, 1341–1344
Demi-armure, 1560
Акваманил
Реликварий, XI или XII
Замок Вианден, Люксембург, XII
Внутри находится музей с интерьерами, сохранившими облик эпохи средних веков

XII
Rothbury, Northumberland UK
В 1298 году король Эдуард I останавливался в замке по пути в Шотландию. Для короля специально установили застеклённое окно в раме, что было редкостью для подобных зданий того времени.
Церковь Сан-Теодоро (San Teodoro)
Павия, XII
элементы декора
Энкаустическая плтика
Аббатство Клив, Англия, XII
Винчестерский собор, XI
Инкрустированная плитка, узор или рисунок внесены не с помощью глазури, а с помощью глины разных цветов. Узор вплавлен в плитку, поэтому сохраняется, даже когда плитка изнашивается. Обычно они двухцветные, но плитка может быть и шестицветной. Основа плитки обычно изготавливалась из красной глины, а рисунок белый.
Гобелены
Гобелен из Байё — одно из величайших достижений романского стиля.
Вышитое льняное полотно длиной 70 метров, на котором изображена история нормандского завоевания Англии в 1066 году. Одно из немногих средневековых произведений искусства, знакомых почти каждому жителю западного мира.
фрески
Большая часть романской настенной живописи посвящена религиозным сюжетам. Но в крупных монастырях были и украшения светского или нерелигиозного характера.
Фрески из Арланцы, 1210.
Бестиарий — средневековый сборник зоологических статей (с иллюстрациями), в которых подробно описывались различные животные, зачастую не существующие, с нравоучительными целями.
Фреска «Гвидориччо да Фольяно» 1328, Симоне Мартини, Сиена
Искусство
Изделия из металла, эмали и слоновой кости были самой престижной формой искусства. Драгоценности в изделиях этого периода имели очень высокий статус, и ценились выше чем картины.
Маасская школа
Рака трёх волхвов - общепризнанный шедевр средневекового искусства, Кёльн, 1181
Дарохранительница, Кёльн, 1180
Льежская купель,1107
Gloucester подсвечник, Англия, 1104
Кодекс Ауреуса Святого Эммерама, 870 г
С падением Римской империи традиции резьбы по камню монументальных произведений и бронзовая скульптура практически исчезли.
Водолей (акваманил)
Рукомойник предназначен для обливания рук гостей водой или ароматической жидкостью для омовения в начале и в конце пира.
1085г, Испания. Национальный археологический музей
1250. Бронза. Нижняя Саксония
1270-е. Бронза. Нижняя Саксония
1250г Музей искусств и ремёсел, Гамбург
Мытье рук было частью застольного этикета и гигиены, особенно с XIII века. Его совершали в начале и в конце еды, а также по мере необходимости. Помимо полотенец, для вытирания рук использовали длинную скатерть.

«Парижский менажник», рукопись о домашнем хозяйстве и кулинарии, написанная в конце XIII века, предлагает рецепт воды для мытья рук: чтобы приготовить столовую воду для мытья рук, вскипятите шалфей в воде, затем слейте воду и остудите (до теплой воды). Добавьте майоран, ромашку или розмарин и варите с апельсиновой цедрой. Эти смеси представляли собой травяные настои с лечебными и дезинфицирующими свойствами.

быт
Замки не знали роскоши, жизнь в них была очень примитивной и скудной, даже для знати.
Кровать
Открытый очаг - основной вид нагревательного прибора вплоть до XIII века
Очаг
Туалет над окружавшим замок рвом с водой
Карл Великий, Хоэнзальцбург, Австрия
Хоэнзальцбург, Австрия
Хоэнзальцбург, Австрия
Хоэнзальцбург, Австрия
Мебель была минимальной, а еда простой. Ели руками - в раннем средневековье не имели представления о скатертях, не знали тарелок, вилок, и даже ложек. Тяжелые дубовые столы имели на гладкой поверхности углубления, в которые и раскладывалась еда. Бо́льшую часть Средневековья тарелку заменял большой ломоть черствого хлеба: в бедных домах хлебные «тарелки» съедали, а в богатых — кидали собакам или раздавали нищим.
Современные интерпретации
винный погреб
интерьеры в литературе

Иоханнес Герц. «Награждение Айвенго» (кон. XIX в.)
«Айвенго» - роман Вальтера Скотта, события приурочены к 1194 году - покои леди Ровены:

«Стены были покрыты вышитыми драпировками, на которых разноцветные шёлковые ткани, переплетённые золотыми и серебряными нитями, были использованы со всем искусством, доступным тому времени, чтобы изображать охотничьи и соколиные виды спорта. Кровать была украшена тем же богатым гобеленом и окружена пурпурными занавесями. Сиденья также имели свои цветные чехлы, а одно, более высокое, чем остальные, было оборудовано подставкой для ног из слоновой кости с причудливой резьбой.

Не менее четырёх серебряных канделябров с огромными восковыми факелами служили для освещения этих покоев. Но пусть современная красота не завидует великолепию саксонской принцессы. Стены покоев были так скверно отделаны и так изобиловали трещинами, что богатые драпировки дрожали от ночного порыва ветра, и, несмотря на своего рода экран, защищавший их от ветра, пламя факелов струилось вбок, словно развёрнутый флаг вождя. Великолепие было, пусть и с грубой попыткой проявить вкус; но уюта было мало.»
Made on
Tilda