International Design School

Светодизайн: современные техники и технологии

авт. Михаил Берзин
Декоративное + архитектурное освещение

Декоративное освещение в интерьере — это подсветка, акцентирующая внимание на каком-либо элементе интерьера или архитектурной особенности помещения. Такой свет всегда направлен на объект: полку, нишу, лестницу, предметы мебели, декор комнаты.


Архитектурное освещение создаёт фон, подчёркивает геометрию помещения, добавляет объём и задаёт ритм. Также такой свет акцентирует внимание на фактуре материала и применяется для зонирования. Для архитектурного освещения характерны аскетичные, технические светильники, не привлекающие внимания. Их задача - создать в заданной зоне необходимую освещенность (за счёт оптики и широкого луча) и добиться этого с минимальными расходами.


Архитектурное освещение позволяет получить световые эффекты, которые делают интерьер более привлекательным и интересным.

Комбинация декоративного и архитектурного освещения - это та значимая задача, которая позволяет тонко играть с атмосферой и настроением.

По мере того, как пространство начинает расти в размерах, возникает дилемма. Декоративные светильники (торшеры, настольные лампы) стоят не малых денег. Но это светильники, которые, по сути, освещают сами себя. Световое пятно, которое они дают - порядка 1 -1,2м, а пространство большое, и в нем есть декоративные элементы, которые нужно осветить.

Когда архитектурное освещение используется совместно с декоративным, кажется, что именно декоративные лампы создают равномерное освещение.



С помощью архитектурного света мы добиваемся большей выразительности: разделение зон, выявление фактур, создание определенного настроения. Хорошее архитектурное освещение сделано так, что непонятно, откуда идет свет, светильников не видно.

На первом фото ниже включено только декоративное освещение, которое дает достаточно равномерный свет. На втором фото - подсветка, на третьем - освещены только функциональные зоны:
Принципы формирования светового пространства
Освещение — такая большая часть изобразительного искусства — прежде всего архитектуры, — что я уверен, что лучшее, что мы можем сделать сегодня, будет недостаточным завтра.

Ричард Келли

Современный подход и новая философия:

Общее освещение - свет для того, чтобы видеть пространство.
Акцентное - для создания иерархии предметов.
Эмоциональное - для создания оттенков атмосферы и динамики.
Общее освещение

Общее отраженное освещение: все пространство получается бестеневым, мы видим равномерный, отраженный от потолка свет. Такой свет самый близкий по восприятию к дневному. Такой свет самый комфортный (параллельные лучи, как в солнечном свете), но и самый экономически затратный.

Для получения отраженного света используют люстры с плафоном, отражающим свет на потолок, либо получают его архитектурным способом: профильная конструкция, в которой располагаются источники света.
Потолок должен быть светлым и с хорошим коэффициентом отражения.

Такое решение самое неэффективное с точки зрения расхода энергии: для того, чтобы получить на полу 100 люкс, необходимо, чтобы на потолке было порядка 1000 люкс.

Общий равномерный свет через встроенные, скрытые в стене светильники (расстояние от потолка 0,8м). Здесь очень хорошая оптика у светильников: свет равномерно растягивается по потолку, не создавая пересветов. При этом можно полюбоваться декоративными светильниками, с достаточной яркостью.

Потолок длиной 12 метров освещается равномерно с помощью 4х светильников с противоположных сторон. С помощью оптики создается цилиндрическая освещенность всего пространства.

Неудачное решение: для получения общего света применяются декоративные светильники. Несмотря на диффузоры, на потолке виден значительный пересвет, который "смывает" всю фактуру.

Натяжной потолок, за которым располагаются источники света. Толщина конструкции порядка 20см, чтобы получить мягкое рассеивание света по экрану. Расстояние между светодиодными линейками тоже 15-20см, потому что угол раскрытия светодиода 1200-1400
Когда есть только 10см, берется мощная светодиодная линейка и диммируется на 30-40%, чтобы с потолка ушла точка яркости.

Самое экономически выгодное решение для общего освещения - встроенные в потолок "down-light" светильники. С их помощью получается значимая горизонтальная освещенность.

Расстояние между светильниками 1,8-2,4м при оптике в 600. Если одна стена глянцевая, то ближайший к ней светильник располагают на 1/2 расстояния, чтобы отраженный свет воспринимался нормально.

Чтобы получить хорошую цилиндрическую освещенность, используются светильники с матовым диффузором. Но количество светильников и расход электроэнергии получается большим, так как на диффузоре теряется от 20 до 40% светового потока.
Оптика и визуальный комфорт
Свойство хорошей оптики: вы видите то, что необходимо видеть, и при этом источник света вас не ослепляет.

На фото ниже - помещения хорошо освещены, но светильники общего света не ослепляют. Складывается впечатление, будто бы они вообще выключены.


Сравнительное фото: посередине светильник с высоким визуальным комфортом и качеством света. А по краям - светильники с таким же углом раскрытия 600, но они слепят и дают неравномерный конус света, с паразитной засветкой.

Конструкция светильника "darklight reflector" с хорошей оптикой. Источник света закрыт диффузором, чтобы точка яркости не давала прямого проекционного света, свет всегда слегка размыт. Конструкция "darklight reflector" такова, что световой поток выходит из светильника параллельными лучами, у которых нет пересечений, и поэтому на поверхности не возможны точки яркости, блики, что соответствует дневному свету. Ведь дневной свет воспринимается именно как параллельные лучи, без бликов.

Это достигается большей глубиной рефлектора, при ширине 7см глубина его будет до 12см.

Свет такого светильника воспринимается как комфортный.

Когда мы смотрим на линию горизонта, выходящий из светильника свет оказывается ниже. Угол отсечки 300 минимально комфортный для человека. С повышением угла отсечки визуальный комфорт вырастет, но световое пятно от светильника уменьшится.

Всегда стоит выбор: либо угол 300 достаточный, либо в помещениях с высокими требованиями к визуальному комфорту (магазины) угол 500, но светильников понадобится больше.

Освещенность горизонтальных поверхностей одинаковая. Справа свет очень мягкий, очень равномерный. Потолок кажется выше, хотя балки светильников визуально тяжелые. Атмосфера более дружелюбная.

На изображении слева свет более проекционный, дает более контрастные отчетливые тени. Атмосфера рабочая.
На фотографиях ниже функциональная поверхность рабочего стола хорошо освещена, 350 люкс. Но впечатление яркости на всех вариантах разное.

На первом фото "казенный вариант": экономически самый выгодный. На втором - впечатление яркости другое, атмосфера меняется, плюс торшер это мобильный предмет.


На третьем фото - освещенность хорошая: есть и прямой, и отраженный свет, равномерное освещение с любой стороны. Освещение есть, но при этом не слепит. Рабочее место освещается эффективно. Но, нависающий над головой массивная конструкция воспринимается психологически некомфортно.


Четвертое фото - компромисс. Задача светодизайнера - создание атмосферы, которая нужна заказчику.


Коридорное освещение. Для школы нужна хорошая цилиндрическая освещенность. Для больницы - не слепить с потолка лежащего на каталке человека. Для офиса -функциональное и эффективное. Для гостиницы - более вечерняя атмосфера.

Итак, при одной и той же горизонтальной освещенности, у нас разное впечатление яркости. Нам кажется, что какое-то помещение более светлое, другое менее светлое.

Вертикальное освещение
Используется для того, чтобы усилить впечатление яркости.
Впечатление яркости присутствует, когда освещен потолок и когда освещены стены.

На стенах слева ~ 300 люкс, в световом пятне на полу справа ~ 1000 люкс
80% нашего восприятия определяют и составляют вертикальные поверхности. Находясь на улице, мы не смотрим в землю, а смотрим на уровне линии горизонта. Идущего человека мы воспринимаем как вертикальную поверхность, и общаясь, мы также смотрим на лица друг друга. Утром понимание того, что стало светло, возникает при высвечивании вертикальных поверхностей - деревьев, фасадов.

Поэтому, с точки зрения восприятия и энергетической эффективности, наиболее важный тип освещения - освещение вертикальных поверхностей.

На стенах слева ~ 300 люкс, в световом пятне на полу справа ~ 1000 люкс
Светильники wallwasher имеют распределение света вдоль потолка, и стена засвечивается от потолка до самого пола.

Впечатление яркости усиливается на порядок, когда стены освещены, в сравнении с вариантом, когда высвечен пол.
  • большее впечатление яркости
  • более низкое энергопотребление
  • явные экономические преимущества

Несмотря на то, что горизонтальная освещенность достаточная (~ 300 - 500 люкс), из-за темных стен нет ощущения комфорта. Кажется, что темные стены "сдавливают".



При общем освещении, из-за отсутствия теней, фактура поверхности "смывается". При вертикальном освещении - подчеркивается объемность.

Другой положительный эффект. При освещении настенного телевизора down-light светильниками, на нем появляется точка яркости (блик). При использовании wallwasher угол падения и отражения оказывается одинаковым, и блик уходит. Поэтому смотреть телевизор комфортно: и фон светлый, и поверхность телевизора не бликует.





При использовании downlight светильников, на стенах появляются "кружева", и при погрешностях в монтаже они будут иметь разную высоту.
При освещении wallwasher - светильники не слепят, и чистота в освещении выглядит более привлекательно.





5 downlight светильников HIT 35w: свет падает на пол/землю у основания стены. Впечатление, что яркость освещения низкая. Мощность 175w.
3 светильника wallwasher HIT 35w: освещение дает больше света для ориентации, большее впечатление яркости. Мощность 105w, экономия электроэнергии 40%.

Если поверхности темные, мощность светильников в любом варианте на 20% выше, чем при освещении светлых поверхностей.





Расчет монтажных позиций: чтобы равномерно залить стену светом, без теневых провалов и пересветов, необходимо расположить приборы так, чтобы световые пятна на стене были стык в стык. Для этого, у каждого прибора есть индивидуальная формула расчета монтажных точек в зависимости от высоты потолка.

В среднем, 1м от стены при высоте 3м.




Акцентное освещение
Прямо направленный свет сглаживает рельеф и объем, а острый угол падения света (~300) формирует резкие и контрастные тени.

Острый угол падения света разделяет объект и фон благодаря свету и тени. Такой свет подчеркивает объем, придает некую театральность и динамику. Прямой свет, напротив, стирает границу объекта и фона, а при освещении им глянцевой поверхности (картины) - получаем блики.

"Музейный угол", определенный опытным путем, равен 300. Расстояние от объекта до прожектора А, составляет от 1/2 до 1/3 высоты Н.

Максимальное удаление при высоте прожектора 3м равно 1,7м, оптимальное - 1,5м.

Интересный эффект: предметов много, они все рядом, но не вместе. Акцентный свет добавляет значимость каждому предмету.

Без акцентного света скульптуры уже не выглядят настолько значимыми. Впечатление - "склад ненужных вещей".

Отдельно стоящий объект освещать лучше всего с 3х сторон. Если человек заслоняет свет от одного светильника, тень будет перекрываться светом двух других.

Устройство, которое не дает паразитной засветки за пределами объекта, называется framing. Интенсивность эмоционального восприятия при такой подаче очень высокая.

С помощью теней можно сделать интересные рисунки на стенах, если помещение темное и естественного света нет. Такое акцентное освещение будет восприниматься как интенсивный дневной свет.
Для полной иллюзии наличия окна необходимо два гобо-светильника: один светит на стену, другой, с таким же рисунком, на пол.

Таким образом, длинный темный коридор превращается в анфиладу/галерею, где много дневного света.

Spill-light в роли художественного света.

Подсветка снизу-вверх создает эффект "замка".

С помощью акцентного освещения можно создать эффект "разделения темнотой". Стол высвечен хорошо, букеты на столе выглядят очень нарядно, но люди за столом будут прекрасно друг друга видеть, но чувствовать себя в уединении, из-за разделения темнотой.

В отличие от Макдональдс, где из-за интенсивного общего освещения посетители чувствуют себя, как на вокзале.

С помощью акцентного освещения хорошо организовывать пути перемещения.

Когда соотношение акцентного и общего 1 к 3 - этого недостаточно, чтобы сделать именно акцент. На этом фото зоны у камина и у телевизора не разделяются.

Однако, если диммером убрать общее освещение, зоны "разделятся темнотой", появится более интимное впечатление.

Когда соотношение акцентного и общего 1 к 1 - акцента нет, просто равномерное освещение

Когда соотношение 1 к 5 - например, 100 люкс акцентное и 20 люкс фоновое, этот переход дает возможность видеть и архитектуру, и понимание что здесь значимый объект.

Интересный факт: если сделать фон 100 люкс, а акцентное - 500 люкс, то восприятие никак не изменится, так как глаз хорошо аккомодируется и при ярком солнечном свете на улице, и в помещении. Поэтому важно соблюдать пропорцию.

Контраст 1 к 10 и выше создает театральную атмосферу и приковывает внимание к объекту.
Гостиная, спальня, кухня

Сбалансированный интерьер. Зоны засветки хорошо "разделяются темнотой", в соотношении 1 к 5. В таком соотношении темнота не разрывает пространство, но разделяет.

Светильники визуально комфортные, с любого положения на кровати. Светильники расположены П-образно, освещая путь перемещения вокруг кровати. Шторы подсвечены.

Синяя подсветка -для использования ночью, так как природный ночной свет никогда не бывает белый ( он голубоватый, желтоватый). Если включить ночью белый свет, вас будет "жмурить" - работают рецепторы, рассчитанные на слабое освещение. Включение белого света может разбудить спящего. Ночью достаточно 5-10 люкс цветного света (аналог лунного), чтобы ориентироваться.

Освещение рабочих зон, вертикальное освещение
Погрешности в реализации

В ванных есть ряд особенностей, которые нужно учитывать. На фото высвечена раковина, это смотрится хорошо. Но если подойти к зеркалу, в отражении будут некрасивые длинные тени по лицу ("демоническое" лицо)

Чтобы человек хорошо выглядел в зеркале, нужен и верхний свет, и прямой свет, направленный на лицо.


Общий свет над ванной будет слепить лежащего в ней человека. Раковины освещены хорошо, но чтобы не было эффекта "демонического" лица, нужен достаточно интенсивный свет от зеркала.

Неудачное решение: уровень визуального комфорта в помещении не высокий, свет слепит. Мы видим точки яркости светильников как в прямом свете, так и в отражении в стекле. Потолочные светильники ослепляют сидящих на диване.
Кроме того, помещение освещается не равномерно - на стене видно несколько световых конусов (паразитная засветка spill light)

Неудачное решение: угол света ~500 и оптика выбрана не верно: свет попадает на боковой пилястр, фигура "разрезается пополам", на ней появляется яркий блик.

Неправильное расположение светильников даёт эффект Spill-light (паразитная засветка) стены, а не объекта, + большие тени от рам мешают воспринимать содержание картины.

Для подсветки картин или фотографий лучше располагать светильник так же, как изображено на самой картине. Если на картине свет падает слева направо, то и акцентный свет должен поддерживать это движение и падать слева направо. Тогда возникает эффект "окна".

Световые пятна "заползают" на диван, это выглядит неряшливо. Поэтому на этапе проектирования света нужно знать размеры предметов и их расположение.

Потолочные светильники ослепляют, кроме того на потолке вместо общего света использованы акцентные светильники с четкими пятнами света на полу.
Глянцевый пол отражает слепящие светильники, даже если не смотреть вверх.

Акцентные светильники хорошо высвечивают кресла, столик, декоративные шары. Но длинная лампа на стене слепит и плохо освещает картину, отражается в оконном стекле. Вместо нее лучше было бы использовать потолочный акцентный светильник.

Цветок подсвечен хорошо. Но, при чистоте линий интерьера, светильники дают неряшливую засветку на архитектуру (потолочные балки).

Оптика над кроватью выбрана неверно, засвечивает не только часть стены, но и голову на подушке. Здесь была бы лучше "овало-рисующая" оптика. Но, в любом случае, свет над изголовьем будет бить в глаза.

Здесь хорошая подсветка кровати снизу, акцентный свет на функциональные поверхности столиков, подсвечены посадочные места.

Сэкономили на wall-washer светильниках. Стена смотрится не нарядно.
Атмосфера. Эмоциональное освещение

Цветной свет (на закате, лунный) способствует расслаблению, при сохранении активности. Такой свет часто используется в СПА и местах отдыха.

При появлении белого цвета среди цветного - однозначно белый "вымывает" цветной.
Одно и тоже пространство при разном освещении выглядит как общественное, как строгое, как театральное:
Искусственное освещение повторяет естественное:
Что не освещено -
того не существует
принцип светодизайна
отправить сообщение

Html code will be here

International Design School
Светодизайн: современные техники и технологии
авт. Михаил Берзин
International Design School
Светодизайн: современные техники и технологии
авт. Михаил Берзин
International Design School
Светодизайн: современные техники и технологии
авт. Михаил Берзин
Made on
Tilda