International Design School

Светодизайн: современные техники и технологии

авт. Михаил Берзин
Характеристики света

Световой поток - количество света, которое излучается источником во все стороны; люмены (лм, lm)


Сила света - количество света, которое излучается источником в заданном направлении; канделы (кд, cd)


Освещенность - количество света, которое падает на заданную поверхность; люкс (лк, lux)


Яркость - количество света, который отражается с видимой поверхности в заданном направлении; канделы на на квадратный метр (кд/м²)

Мы привыкли к восприятию дневного освещения и сталкиваемся с довольно интересным эффектом. На улице в яркий солнечный день освещенность поверхности составляет около ста тысяч люкс. Много ли это мало? Это очень много - дневной свет составляет очень большую величину. Освещенность в тени порядка 10 тысяч люкс, под навесом - 5000 люкс, а внутри помещения всего 100 люкс.

Благодаря строению глаза (палочки и колбочки) мы не испытываем никакого дискомфорта, находясь и в помещении, и на улице, где такая колоссальная разница - от 100 до 100 000 люкс.

Нормы освещенности
Какие есть нормы освещенности, которые дадут уверенность, что запроектированного освещения в интерьере будет достаточно?

Вопрос не имеет однозначного ответа.

Когда источниками света были лампы накаливания, при расчетах исходили из количества ватт на квадратный метр; европейские и российские нормы отличаются.

Кроме того, нормирование освещенности производилось для рабочих поверхностей, но не имеет отношения к восприятию пространства.

Поэтому нормы это не объективная реальность с точки зрения нашего восприятия.
Квадрат на темном фоне кажется темнее. Почему происходит такое искажение? Мозг соотносит один фон с другим, и вносит корректировку в восприятие.

Поэтому, когда мы говорим про нормы, мы можем предположить, что мы столкнулись с подобной ситуацией.

Интерьер справа кажется темным, слева кажется светлым, хотя на потолке одинаковые светильники. Если сделать замеры освещенности, то окажется, что освещенность одинаковая.

А впечатление, что светлый интерьер в разы более светлый - именно впечатление.
У каждого человека свое понимание и опыт, "сколько света много и сколько мало". С возрастом потребность в большей освещенности возрастает.

Равномерность освещения тоже имеет рекомендованные нормы.

Характеристика - цилиндрическая освещенность. Она говорит о том, насколько пространство насыщено светом. Если сравнить освещенность от источника, который светит во все стороны, и прожектор, который светит на определенную поверхность - освещенность и там и там может быть одинаковой, но восприятие объектов, которые находятся в поле света, окажется разным.

Чем выше цилиндрическая освещенность, тем более мягкие, более сглаженные черты лица в поле света. Но всегда ли нужен такой эффект "пространство залито светом"? Высокая цилиндрическая освещенность приводит к тому, что все выглядит равномерно одинаково освещенным, но фактуры сглаживаются.

В помещении с низкой цилиндрической освещенностью (проекционное освещение) - например, в ресторане - более романтичная атмосфера, более камерное освещение. Фактуры поверхностей выявляются более четко (бархат, декор. штукатурка)
Яркость
Яркость - количество света, который отражается с видимой поверхности в заданном направлении.
Новогодняя елка с гирляндой и блестящими игрушками яркая. И в этом случае яркость этой елки для нас будет презентабельной. Хрустальная люстра тоже выглядит красиво, это будет радовать. Но если вы сидите за монитором, и источники света с потолка отражаются в мониторе и вас слепят, то это дискомфортно.

Если в интерьере много глянцевых поверхностей, свет, отражаясь от них, может либо вас радовать, если это ресторан, либо утомлять, если это офис.

Если сделать замеры на поверхности шариков, то уровень освещенности совершенно одинаковый. Но при этом, восприятие оказывается совершенно разным.
Яркость это характеристика поверхностей больших помещений. Если пространство с большим количеством блестящих поверхностей - металл, стекло, глянцевый пластик, то яркость источника света будет восприниматься более дискомфортно.

В зависимости от ситуации, мы можем сдвигать наше восприятие либо в пользу более мягкого равномерного бестеневого освещения (торшеры, настольные лампы, с абажуром, рассеивателем), либо наоборот более драматичного, театрального интенсивного светового потока с тенями. Жёстконаправленный источник света приводит к более контрастному восприятию фактур. Например, цветы в таком свете воспринимаются более сочно, более фактурно.
Диаграмма распределения света
Лампа накаливания - это стеклянная груша, которая пропускает во все стороны свет, и только через патрон свет не выходит. Чтобы не рисовать сложные диаграммы на 3600, их рисуют в 2х плоскостях.

Внешне светильники выглядят совершенно одинаково, их отличает характер света
Внешне светильники выглядят одинаково.
Если мы хотим, чтобы у нас была освещена узкая зона, нам надо выбирать светильник 1. Если мы хотим, чтобы зона освещалась более широко, то 2. Если мы хотим, чтобы больше освещались стены, то нам нужен 3.

Диаграмма распределение света показывает, какой светильник пригоден для общего освещения, какой для акцентного.
Дневной свет и цветовая температура

Представление о том, что такое дневной свет, оно зависит от конкретного человека. В Петербурге, в Испании и на экваторе характер света будет существенно отличаться.


В 9-10 часов дня это спектр, в котором активно присутствует фиолетовая составляющая и при этом солнце находится над горизонтом; утром все выглядит очень холодно.

Солнце в течение дня перемещается, наиболее активная составляющая спектра переходит на голубую и зеленую части. Тени становятся короткими, интенсивность света самая высокая.

К вечеру в солнечном свете более интенсивны красно-оранжевые тона, и психологически мы воспринимаем это как самое комфортное свечение.

В офисе с холодным освещением ощущение комфорта эмоционально не воспринимается. 4000 К – это хорошая цветовая температура для того, чтобы очень эффективно работать с цифрами, с бумагами, заниматься проектированием. Это то, что позволяет очень хорошо сконцентрироваться на конкретном деле.

Также холодное освещение стимулирует быстро двигаться из одной точки в другую, что идеально для склада и коридора. При этом, холодный свет - не лучшая цветовая температура для коммуникации, в нём черты лица воспринимаются более резкими.

Для переговорной, для работы с клиентами, в абсолютном большинстве подходит более теплая цветовая температура 3000К. Она соответствует температуре солнечного света с 12 до 15 дня. Это время, когда у нас еще есть энергия, психологически есть силы для того, чтобы что-то делать, но это уже послеобеденное время - коммуникация более дружелюбная.

В жилых помещениях по большей части используют цветовую температуру в 2700К. Казалось бы, небольшое изменение, всего в 300 кельвинов. Но 2700К это световая температура, когда солнце уже висит над горизонтом, примерно 18-19 часов. Это такое предзакатное освещение, когда все дела закончены, время для отдыха.

Если такую цветовую температуру сделать в офисе, то психологически людям работать будет тяжело. Они будут друг с другом прекрасно коммуницировать, они все будут дружелюбны, но работа будет прокрастинироваться.

В современных офисах (Google, BML) практикуют сочетание зон с совершенно разным освещением. Например, для брейншторма - помещение с температурой света 2400К, зоны для творческого поиска - 2000К ~ 3000К .

Цветовая температура влияет на эмоциональное восприятие и реакции людей.
  • Холодное освещение (4000 К) вызывает более острые реакции на конфликтные ситуации.
  • Теплое освещение (2000 К) снижает эмоциональный подъем и напряжение.

Уличное освещение

Современные фасады используют более высокие цветовые температуры для создания динамики:
  • 4000~6000 K для современных и административных зданий. Выглядит значимо, строго, торжественно.
  • 3000 K для исторической застройки создают атмосферу значимости. Театры чаще используют теплое освещение для создания более деликатного и приглашающего эффекта.
Спальные районы освещаются в диапазоне 1900-2000 кельвинов:
  • Оранжевый свет, который может быть не всем приятен.
  • Некоторые считают его теплым и уютным.

В 60-е годы архитектор Ле Корбюзье создал два одинаковых квартала в Аргентине с различной цветовой температурой освещения.
  • Первый квартал: холодное освещение (4000 К).
  • Второй квартал: теплое освещение (2000 К).
Результаты показали, что в квартале с холодным освещением уровень преступности был выше.
Эстетика пространства
Холодный свет
  • Голубоватые оттенки света создают ощущение свежести и легкости. Но при холодном освещении теплые оттенки выглядят неестественно и "выгоревшими".
  • Холодный свет может сделать цвета менее насыщенными.
  • Холодный свет на теплых поверхностях может проявлять нежелательные эффекты, такие как "побитая" текстура.

Холодное освещение стимулирует бодрствование и активность.
  • Упрощает процесс пробуждения.
  • Способствует повышению энергии.
  • Игры и активные занятия лучше сочетаются с холодным светом.
  • Упрощает процесс пробуждения.

Тёплый свет
Тёплые оттенки под теплым светом создают уютную атмосферу.

Но тёплое освещение затушевывает, скрадывает холодные цвета. Тёплый свет на холодных поверхностях создает эффект старения, некоторых разводов, напоминающих следы от высохшей воды.

Теплое освещение вечером способствует расслаблению и подготовке ко сну.
  • Создает уютную атмосферу.
  • Помогает легче засыпать.
  • Уменьшение интенсивности способствует засыпанию.
Светильники Tunable White
Динамические световые решения, имитирующие естественный ход дневного света в течение светового дня.

Биологически активное освещение - автоматическая балансировка освещенности и температуры в зависимости от времени суток. Светильники позволяют изменять цветовую температуру от теплой (2700 К) до холодной (6500 К). Это значительно улучшает настроение, концентрацию внимания, продуктивность, а также активность. При меньшей освещенности цветовая температура будет «более теплой», при большей силе освещения — «более прохладной».

  • Используют датчики освещенности.
  • Управляются таймерами
  • RGB-светильники с 16 миллионами оттенков
  • Интеграции в систему “умный дом”


Цветопередача и световая отдача источников света

Цветопередача


Описывает, насколько натурально выглядят предметы при искусственном освещении. Мы видим только отраженный свет, который зависит от спектра источника.

Различные типы ламп создают разные спектры света.

  • Лампы накаливания: обеспечивают широкий спектр, близкий к солнечному.
  • Натриевые лампы: имеют сильную желтую и оранжевую составляющую, но бедны на синий и красный цвета.
  • Лампы для уличного освещения, когда важнее увидеть объект, чем его цвет

Лампы могут иметь одинаковую мощность и цветовую температуру, но различаться по цветопередаче. Это может привести к искажению восприятия цвета


Индекс цветопередачи (CRI) влияет на восприятие цветов:

  1. CRI стремится к A: цвета узнаваемы.
  2. CRI меньше 80: цвета выглядят бедно и рвано.
Световая отдача

Лампы накаливания: обеспечивают широкий спектр, близкий к солнечному, но крайне неэффективны. 90% потребляемой электроэнергии превращается в тепло.

Натриевые лампы: имеют сильную желтую и оранжевую составляющую, но бедны на синий и красный цвета

  • Индукционные лампы: более высокая цветопередача, но спектр сглажен.
  • Металлогалогеновые лампы: ровный спектр, хорошая цветопередача.
International Design School
Что не освещено -
того не существует
принцип светодизайна
отправить сообщение

Html code will be here

Made on
Tilda