Королевский стиль Роскошь и театральность XII-XIII
После Ренессанса (Возрождения, XV-XII), пришла эпоха Барокко. Впервые в интерьерах объединились образ и стиль жизни, радость бытия и источники вдохновения. Итал. barocco - «склонный к излишествам».
Церковь Святой Марии Победы, Италия
Основные характеристики стиля барокко в интерьере:
подчёркнутое богатство, роскошь и изобилие: интерьеры выглядят не просто дорого, а очень-очень дорого
монументальность— большие пространства, высокие потолки, колонны
высокая динамичность форм и кривых линий
чрезмерно много декора, орнаментов, текстиля
лепнина, резные изделия из дерева
резные, овальные спирали, пластичные формы и крученые балясины
овальные медальоны и картуши, пышные лепные гирлянды, сдвоенные пилястры или колонны
Материалы, отделка
Полы: однотонный паркет, без ярко выраженных рисунков. В некоторых зонах может укладываться натуральный камень: мрамор, гранит и максимально достоверная имитация из керамики.
Потолки - лепнина с позолотой, масштабные художественные полотна, фрески
Стены не должны быть полностью однородными, обязательно использовать бордюры, всевозможные вставки, лепнину, мозаику, фрески, гобелены, ткани, шпалеры, декоративная штукатурка, обои
Палацци-деи-Ролли, Генуя
Декор
Много позолоты, серебра, меди и бронзы
Цвета - насыщенные и контрастные: винный, бордо, изумруд, синий, тёмное дерево.
Обилие зеркал в позолоченной или серебряной раме, напольных, настенных, настольных
Обилие картин в резных позолоченных рамах
Архитектура - пространственный размах, сложные, криволинейные формы. Развёрнутые масштабные колоннады, изобилие скульптур на фасадах и в интерьерах, волюты (завиток, спираль), большое число раскреповок (чередование заглублённых и выступающих частей в стене), лучковые фасады (дуга) с раскреповкой в середине, рустованные (из чередующихся цилиндров и прямоугольных блоков) колонны и пилястры. Купола сложных формы, часто многоярусные.
Родиной стиля считается Италия, а ее «отцом» знаменитый скульптор Микеланджело.
Дворцовый комплекс Цвингер, Германия
Русское барокко
Базилика Санта Кроче в Лечче (Basilica di Santa Croce (Lecce) Италия 1549
Королевский дворец в Мадриде, Колонный зал
Капелла Корнаро, Рим, апогей искусства итальянского барокко
Королевский дворец в Мадриде, парадная лестница
Королевская часовня, Королевский дворец в Мадриде
Парадная столовая, Королевский дворец в Мадриде, 1879, необарокко
Музей Лувра. Кабинет особняка Вильмаре-Данже.
мебель
стиль Людовика XIV
Андре Шарль Буль, 1710, Большой Трианон, стиль Людовика XIV
Стол Николя Фуке (автор Андре Шарль Буль) во дворце Во-ле-Виконт
Стол-бюро «Мазарини», украшенное в технике «Буль» пер. четв. XVIII в. Государственный Эрмитаж.
Благодаря дизайнеру мебели Андре Шарлю Булю, появился оригинальный и изящный стиль, называемый «техника Буль». Это использование маркетри – инкрустации из редких пород дерева, которая была усовершенствована и развита Булем и другими мастерами, работавшими на короля Людовика XIV. Мебель инкрустировалась пластинами чёрного дерева, меди, перламутра и экзотических пород дерева разных цветов, создавая замысловатые узоры.
Появились новые типы мебели; комод с двумя-четырьмя ящиками заменил старый сундук. Появился канапе, или диван, представляющий собой комбинацию из двух или трёх кресел. Появились новые виды кресел, в том числе fauteuil en confessionale («кресло для исповеди») с мягкими подушками по обеим сторонам спинки. Также впервые появился консольный столик, предназначенный для установки у стены. Появились и ранние варианты письменных столов (бюро Мазарини).
Спальня Людовика XIV, 1700г, Metropolitan Museum of Art
Иллюзия Интерьеры барокко обманчивы, они стремятся убедить зрителя в роскоши. Золочёный потолочный декор может быть лишь изящно прорисован (тромплей), создавая иллюзию дорогой лепнины.
Исторические интерьеры
Версаль
«Большой стиль» Короля-Солнце ( Людовика XIV) был призван демонстрировать могущество и величие абсолютной монархии. Золотой стандарт роскоши, синтез классицизма и барокко. От барокко стиль взял пышность и сложный декор, а от классицизма — строгую симметрию, порядок и монументальность.
Мраморный двор
Зеркальная галерея, классицизм и барокко
Зеркальная галерея
Салон войны, классицизм и барокко
Салон мира, классицизм и барокко
Зал Геркулеса 1724–1736, классицизм и барокко
Спальня короля
Кабинет
Парадная кровать, Салон Меркурия
Салон Дианы, классицизм и барокко
Салон Венеры
Салон Марса
Салон Аполлона
Массивная мебель и аксессуары в первую очередь украшают интерьер, а уже потом выполняют какую-то функцию. Вместо гладких поверхностей в стиле барокко используются выпуклые или вогнутые варианты. Именно в интерьерах, оформленных в стиле барокко, впервые использовалась обшивка стен, выполненная в едином стиле с мебелью.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге, 1754
яркий образец классического европейского барокко
Лестница
Лестница
Часовня
Будуар императрицы
Палаццо Мадама (Турин)
Интерьеры дворца оформляли в разное время и они отражают вкусы владельцев разных эпох.
Зал знати
Тромплей (нарисованная лепнина)
Дворец Herrenchiemsee
Замок короля Баварии Людвига II, построенный в подражание стилю Людовика XIV
Элементы декора
Теламоны-атланты, кариатиды, маскарон
Характерные детали барокко
Palazzo Davìa Bargellini
Эрмитаж
Дом на Невском
Живопись
Динамичные композиции, аристократичность и незаурядность сюжетов. Драматизм и экспрессия, контрасты света и тени (кьяроскуро), пышность и роскошь.
П. П. Рубенс. Четыре части света.1615
«Любовь побеждает всё», Караваджо. 1601
«Венера с зеркалом», Веласкес, ок. 1644—1648
Возвращение блудного сына. Рембрандт, 1666
Чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от наблюдаемого в жизни, тем оно интереснее, привлекательнее с художественной точки зрения. Ясное, уравновешенное, гармоничное стало казаться вялым и скучным, а новое, необычное, призрачное, динамичное - красивым. Посредством неожиданных сопоставлений, метафор, инверсий, эффектах светотени, обманах зрения художники барокко создавали особую, фантастическую атмосферу несоединимого и небывалого.
орнаментальная гравюра
Вильгельм III Оранский, Даниэль Маро, 1689
Композиция с гротесками, Жан Бере́н Ста́рший
Два Сатира. Жан Лепотр, 1645
Ассунта (Вознесение Мадонны), Жан Лепотр
Русские мастера-орнаменталисты, или, как их именовали, знаменщики трав, работали так же, как и европейские мастера: использовали различные мотивы, например, четырех–шестилепестковые цветки, тюльпаны, вьюнки, акант, розетки, плоды, букеты, вазоны и т.п., создавая из них собственные, оригинальные композиции.
бандельверк
орнамент в виде переплетающихся лент
Прихожане. Ван Мекенем 1497
путти
Художественный образ маленького мальчика, встречающийся в искусстве ренессанса, барокко и рококо, восходит к античным эротам или купидонам.
Христос и Иоанн Креститель и два ангела, Рубенс 1615
«Играющие путти», ван Лимборх, 1700
XVIII в, церковь в Байтенхаузене
Путти на картине Сикстинская мадонна, Рафаэль, 1512
Vanity Citterio Camere da letto. Деликатное золото, качественная стилизация.
Мебель Viktor Carlo
Современная интерпретация стиля барокко. Молдинги на стенах не подходят в интерьер.
Мебель Andrea Fanfani
Мебель в стиле барокко. Стены слишком простые.
Современная кухня в стиле барокко. Тесновато.
быт
Эпоха барокко высвобождает время городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Появление качелей и фейерверков. В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звуков.
Человек эпохи барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью и невежеством. Женщина барокко на каблуках, дорожит бледностью кожи, на ней вычурная причёска, корсет и юбка на каркасе из китового уса. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета? В эпоху барокко естественность — синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства.
«Человек всего лишь мыслящий тростник, удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн — бесконечности и небытия, он неспособен разумом охватить ни то ни другое и оказывается чем-то средним между всем и ничем… » -Блез Паскаль, «Мысли», 1658